РЕПОРТАЖ: Тотальная зачистка
Мало, кто мог подозревать после крушения советской идеологии, что опыт советских антирелигиозных репрессий будет настолько востребован и применим в современной демократической России. К отдельным акциям недобросовестных чиновников религиозные меньшинства в нашей стране давно привыкли, но целенаправленных кампаний против определенной церкви в России не проводилось с позднесоветских репрессий, когда милиция врывалась в квартиры, разгоняла богослужения, проводившиеся на опушке леса, штрафовала и запугивала членов баптистских и пятидесятнических церквей. Однако в Ростовской области именно такая антицерковная кампания с конца сентября 2009 года и по настоящее время проводится против пятидесятнических церквей «Исход», входящих в структуру Южного епархиального управления Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников).
Церкви «Исход» (или служение «Исход») известны по всей России своей работой с нарко- и алкозависимыми в рамках реабилитационных центров, которые, как правило, создаются верующими и действуют в тесной связке с церковью. Социальными инициативами занимается благотворительный фонд «Исход» — это светская организация, хотя сотрудники Фонда являются верующими людьми и членами христианской церкви «Исход». В настоящее время у Международного служения «Исход» организовано более 50 подразделений по всей России. В самой массивной и основной работе – содействии в освобождении от наркотической и алкогольной зависимости – Фонд сотрудничает с управлениями Госнарконтроля РФ по Ростовской области и по Краснодарскому краю. Главой служения «Исход» является председатель Южного епархиального управления РОСХВЕ епископ Эдуард Деремов, а центром движения является Ростов-на-Дону.
Формальным поводом для травли церквей «Исход» стала проверка по факту незаконного лишения свободы трех человек в Церкви веры евангельской «Исход» в селе Дарьевка Ростовской области, где располагается реабилитационный центр. Как и в большинстве ребцентров, организованных протестантскими церквями, наркоманов и алкоголиков лечили трудотерапией, молитвой и чтением Библии. Проверка началась 21 сентября, но уже 1 октября Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ростовской области отказало в возбуждении уголовного дела в отношении церкви «Исход», так как все находившиеся в центре люди, как оказалось, прибыли туда добровольно.
После этого, как следует из заявлений верующих и самих проверяющих, прокуратура области или лично прокурор Ростовской области Валерий Кузнецов отдали распоряжение о целенаправленной проверке всех церквей «Исход» в области, несмотря на то, что Следственный комитет не обнаружил в деятельности церквей «Исход» ничего незаконного. Усердие представителей власти привело к тому, что епископ Эдуард Деремов обратился к президенту РФ Дмитрию Медведеву от имени 36 поместных церквей и общин «Исход» с просьбой защитить верующих и привлечь к ответственности тех, кто запугивает граждан и вмешивается в их частную жизнь. Члены церквей г. Таганрога, г. Каменск-Шахтинский, г. Новошахтинск, г. Новочеркасск, г. Шахты, г. Донецка, г. Белая Калитва Ростовской области и Санкт-Петербурга подверглись унизительным допросам со стороны сотрудников УВД, выяснявших, что они делают в церкви, каково ее вероучение, сколько жертвуют и как, употребляют ли сами наркотики и алкоголь, почему не ходят в храмы РПЦ МП и т.д. Сотрудники УВД, приезжавшие в частные квартиры и звонившие по телефонам, называли верующих «сектантами» и советовали идти в православную церковь. На допросы в указанных городах были вызваны все пасторы церквей «Исход» — им было предложено сообщить о количестве пожертвований в общине и предоставить список членов церкви, что они, естественно, сделать отказались.
Один из самых вопиющих случаев произошел в Белой Калитве, где небольшая церковь «Исход» (около 10 человек) 14 октября проводила собрание на частной квартире. Как отметил в интервью автору пастор церкви Михаил Першин, люди были буквально шокированы и испуганы (в особенности дети), когда в квартиру вдруг вломилось 11 человек – сотрудники УВД, прокуратуры, участковый, сотрудники ФСБ, пожарной инспекции, Роспотребнадзора, Госнаркоконтроля, налоговой инспекции, стационарного отделения наркодиспансера и миграционной службы. Проверяющих было больше, чем самих верующих. В результате проверки пастор был тут же оштрафован на 1000 рублей «за нарушение пожарной безопасности в квартире». По мнению проверяющих, поскольку на квартире собрались верующие, пастор должен был приобрести огнетушитель, поставить пожарную сигнализацию и обеспечить отдельный пожарный выход из квартиры, которая находится на пятом этаже. Еще три тысячи пастор и его супруга заплатили за то, что они приехали из г. Волгодонска, также Ростовской области, но не зарегистрировались по месту проживания в Белой Калитве.
В Каменск-Шахтинском практически такой же состав проверяющих 18 октября сорвал богослужение церкви «Исход». Служение община проводит в помещении, взятом в аренду у ремонтно-строительного управления. Как подчеркнул в интервью автору администратор церкви Эдуард Туровой, проверяющие отказались показывать свои документы и напрямую издевались над верующими – отмечали, что проводят проверку — «вдруг тут есть экстремисты и экстремистская литература», а сотрудники УВД спрашивали, на что живут члены церкви. В то время, когда уже должно было идти богослужение, сотрудники прокуратуры и УВД, в том числе и против воли верующих, переписывали их паспортные данные. Пастора Каменск-Шахтинской общины затем допрашивали в прокуратуре в течении трех часов. По словам Эдуарда Турового, представители власти вели себя так, «как-будто пришли проверять паспортный режим в пивном баре».
После очередной проверки ребцентра в Дарьевке под Таганрогом, по факту нахождения в котором бывших наркозависимых не удалось возбудить уголовное дело, стало очевидно, кто подстегивает антицерковную кампанию в Ростовской области. Пастор церкви «Исход» в Таганроге Михаил Потапов в интервью автору отметил, что в конце сентября вместе с обычным, уже упомянутым набором проверяющих, в центр приходил местный «сектовед», глава пресс-службы Таганрогского благочиния РПЦ МП Владимир Сторчак, который снимал все на видеокамеру. 11 октября в центре была еще одна проверка, в ходе которой верующим опять задавали вопросы об их вере, пожертвованиях и т.д. Наряду с этим, в местной газете «Аргументы недели» с подачи Сторчака выходили материалы, оскорбляющие членов церкви «Исход». Порочащие «Исход» материалы размещены Сторчаком также и на сайте Таганрогского благочиния – это статьи «Раб-центр» и «И мышеловка и сыр не бесплатный». В них описаны «рабские условия жизни в ребцентрах и то, что реабилитанты едят «кору с деревьев и комбикорм». Эти материалы и стали доносом на церкви «Исход» Ростовской области, который, однако, не удалось подтвердить в ходе проверок.
«Сектовед» Сторчак, по словам пастора Михаила Потапова, и раньше приходил в общины «Исхода» с видеокамерой, чтобы затем смонтировать неблаговидный фильм об «Исходе», но его выгоняли. Как отмечает пастор, судя по всему, Владимир Сторчак является негласным осведомителем и консультантом определенных органов. При этом он судит о религии и протестантизме, в частности, весьма поверхностно, использует лишь слухи, а работает с подачи «сектоведа» Дворкина как член его команды. В таганрогской церкви «Исход» более 200 человек, а в городе и окрестностях располагается три ребцентра (по 15 человек в каждом). Это, по словам пастора Михаила Потапова, вызывает зависть тех, у кого не получается работать с наркозависимыми. Любые социальные и культурные акции в городе проводить запрещено из-за звонков со стороны представителей епархии и периодических выступлений Сторчака. По мнению юриста РОСХВЕ Николая Семенова, очевидно в данной ситуации, что массовую кампанию проверок спровоцировал «сектовед» Владимир Сторчак, с подачи которого была попытка возбудить уголовное дело, а затем он стал участвовать в самих проверках и провел кампанию в местной прессе о том, что протестанты из «Исхода» — это «страшные сектанты».
Нет нужды говорить о том, что антицерковная кампания прокуратуры области, в которую вовлекли местные органы УВД, изобиловала нарушениями многих положений Конституции РФ, Закона о свободе совести, а также злоупотреблениями служебным положением представителей власти. Учитывая ситуацию в других регионах страны, по словам главного редактора журнала «Религия и право» адвоката Анатолия Пчелинцева, в России началась тотальная зачистка религиозного поля. В Суздале конфискованы все храмы у Российской Православной Автономной Церкви, проблемы испытывают пятидесятники и баптисты по всей России. По мнению Пчелинцева, это не дурь отдельных чиновников, а скорее скоординированные действия органов власти: «Ситуация напоминает 1929 год, когда было принято сталинское законодательство о культах и начались массовые проверки и закрытие религиозных организаций, затем аресты, высылки и расстрелы». В настоящее время, как подчеркнул Пчелинцев, «ситуация не столь трагична, но типологически похожа. Сейчас Россия развивается по «балканскому сценарию», есть группы людей, которые пытаются разъединить общество по религиозной и национальной принадлежности, и им это удается».
Кампании по травле верующих, как в случае с «Исходом», по мнению Пчелинцева, приведут к тому, что церкви уйдут в подполье, а некоторые из их членов будут эмигрировать из страны. «Так было в советское время, когда из России уехало около миллиона верующих, которые хорошо адаптировались и составили цвет нации в Австралии, Европе, Америке. Это, в том числе, и протестанты, баптисты и пятидесятники – непьющие, работящие, многодетные семьи. Сегодняшняя Россия вымирает, и не надо никаких гитлеров и холодных войн, так как мы сами себя уничтожаем и боремся с собственным народом», — отметил Анатолий Пчелинцев.
Срывы богослужений и запугивание верующих, безусловно, являются возвращением в страшное и постыдное прошлое атеистических репрессий. Это стало особенно очевидным во время массовой зачистки церквей «Исход» в Ростовской области – людей, которые помогают наркоманам излечиваться от их недуга, преследуют представители власти под идеологическим прикрытием борцов с «сектами». В эпоху кризисов борьба с мнимыми врагами становится особенно популярной, а создание напряженности в регионе и разжигание религиозной вражды превращается в азартную рулетку по издевательству над верующими.