wol@nebesnaya7.com +7-4842-525480

31 октября весь протестантский мир отмечает День Реформации

23.10.2012
Новости
31 октября весь протестантский мир отмечает День Реформации.

«Если только не убедит меня в том Писание и здравый рассудок, то я не приемлю авторитета ни пап и соборов, ибо они пребывают между собой в разногласии, моя же совесть вверена Слову Божьему. Я не могу и не желаю ни от чего отрекаться, ибо идти наперекор совести – дело неправильное и опасное. Да поможет мне Бог. Аминь». 
Мартин Лютер.

Мир после Реформации: идеи, изменившие западного человека

31 октября 1517 года доктор богословия Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви манифест «95 тезисов». Так началась Реформация.

В этих тезисах и последующих работах Мартин Лютер критиковал коррумпированность и безграничную власть римско-католической церкви. Он утверждал, что искупление человеческих грехов не связано ни со священными таинствами, ни с церковной иерархией, ни с покупкой индульгенций. Человека от греха может спасти вера и только вера в искупительную силу Иисуса Христа. Источником же спасительной веры является Библия.
Все это означало, что каждый христианин наделялся религиозным авторитетом, и каждый мог читать и трактовать Библию в согласии со своей личной совестью, сообразно собственным взаимоотношениям с Богом. «Если только не убедит меня в том Писание и здравый рассудок, то я не приемлю авторитета ни пап и соборов, ибо они пребывают между собой в разногласии, моя же совесть вверена Слову Божьему. Я не могу и не желаю ни от чего отрекаться, ибо идти наперекор совести — дело неправильное и опасное. Да поможет мне Бог. Аминь»,— провозглашал Мартин Лютер. Эти идеи привели к глубоким преобразованиям в Западном мире. Они раскололи единство религиозного мира: складывался протестантизм из последователей реформации, начались внутренние изменения католической церкви.
Основание Реформации — священство всех верующих и авторитет личной совести в толковании Писания — привели к новому пониманию ответственности и истины. Авторитет личной совести повысил ответственность человека за совершаемые поступки, что дало импульс формированию самодействующих личностей, способствовал освобождению человека. Неизменная и объективная истина, согласно реформаторам, теперь пребывает исключительно в откровении Слова Божьего и запечатлена в Библии. Тогда как в римско-католическом мире истина, явленная через Откровение и получившая письменное закрепление в Библии, затем стала основой для непрерывного развития в церковной традиции. Каждое поколение отцов и учителей Церкви уточняло и отшлифовывало все более точные положения христианского учения. Теперь мнения общепризнанных авторитетов, предубеждения и искажения, порожденные традицией, подвергались критике, испытанию. Это послужило формированию критического мышления.

Реформаторы подчеркнули границы между Творцом и творением, между неисповедимой волей Бога и конечным разумом человека, между трансцедентностью Бога (потусторонностью) и вторичностью мира (посюсторонностью). Ограничение реформаторами возможностей человеческого разума (невозможно напрямую познать Бога), сводившие его к познанию «посюстороннего» мира (как мира, сотворенного Богом), стала необходимой предпосылкой для нового естествознания, познания Космоса и, в конечном счете, современной науки.
Реформация, совпавшая с подъемом светского национального самосознания, в первую очередь немецкого, разрушила претензии католицизма на мировое господство. Не было больше такой высшей власти, духовной и международной, к которой прислушивались бы все государства. Главной единицей политической жизни отныне стало самостоятельное светское государство.
Кроме того, между человеком и Богом более не было посредников — церковных авторитетов, появилась необходимость переводов Библии с латыни на народные языки и диалекты: так возникли, прежде всего, немецкая Библия в переводе Мартина Лютера и ее авторизированная английская версия — т. н. Библия Короля Иакова. В итоге, это привело к развитию национальных языков.
Реформация оказала влияние и на экономическое развитие стран Европы. Религиозным смыслом наполнилось обычное человеческое существование, которое ранее игнорировалось церковью. Христианским идеалом отныне провозглашалось не целомудрие, а священное таинство брака, домашняя жизнь, воспитание детей, земные труды и заботы о хлебе насущном стали почитаться как дела воистину важные, в которых укрепляется и возвышается человеческий дух. Отныне священному призванию отвечало не только монашество, как это было в средние века, но и любой полезный труд, любое положительное занятие.
Таким образом, последствия Реформации оказались сложными и неоднозначными. Она подтолкнула западную цивилизацию и западного человека к преобразованиям, а вместе с идеями Возрождения и Просвещения обозначила контуры современного мира и современного человека. На Россию идеи Реформации также оказали влияние. Однако это влияние не было непосредственным. Идеи Реформации дошли до нашей страны в свернутом виде — через предпринимательство, науку, культуру. Сам же протестантизм как религиозное движение лишь завоевывает свое место в современном российском обществе.